Призвание
2882
Я никогда не думала о том, кем стану, когда вырасту. Тем не менее, меня не оставляет ощущение, что за меня все решили давным-давно, решил кто-то недосягаемый и очень важный, там, куда простым смертным доступа нет. Да я как-то и не переживала никогда по этому поводу, спокойно плыла по течению, выбирая пути, казавшиеся мне наиболее естественными на тот или иной момент моей жизни. Только потом становилось понятным, что каждый из отрезков моей карьерной биографии неуклонно вел к одной цели, намеченной еще в начале пути.
И вот я преподаю английский язык. Не летаю в космос, не выступаю на сцене, не командую армией и не управляю страной. Я работаю в центре иностранных языков. Да, незатейливо, без пафоса и гламура. Зато я наслаждаюсь каждым прожитым днем и понимаю, что в жизни смогла сделать что-то очень важное – найти свое место.
Что дает учителю иностранного языка, да и вообще любому педагогу, понимание своего призвания?
В сентябре у дочери в классе сменился учитель русского языка. Не прошло и месяца, как ребенок возненавидел русский. «В чем дело?», - спрашиваю. Отвечает: «Терпеть не могу русский! Учительница такая злая!» «Погоди, - говорю. - Учительница может быть всякой. Чем же виноват предмет? Ведь русский – язык, на котором ты говоришь. Подумай, как сложна была бы жизнь, если бы ты не могла общаться с любимыми друзьями, со мной? Как не любить родную речь?» «Все равно, она такая вредная и все время орёт», - не убедила. Наверное, в жизни у этой женщины не все сладко и, скорее всего, работа только усиливает чувство неудовлетворенности. Жалко ее. А детей еще больше. Лучше бы сидела дома, пекла пироги, или чем она там любит заниматься.
Когда я вхожу в класс и здороваюсь с людьми, пришедшими ко мне на урок, происходит странная вещь – я испытываю колоссальное удовольствие от обычного занятия английским языком. Мне нравится рождать образы и создавать ситуации, помогающие моим студентам постигать все новые и новые тайны иностранной речи. Чем красочнее эти образы, чем интереснее они поданы, тем более высока оценка моей работы учениками. И тем лучше их собственные результаты. Иными словами, я люблю свою работу.
Наслаждение процессом – главный враг плохого настроения. Не может быть грустным и замкнутым учитель, который любит свое дело. Никогда, ни единой секунды урока. А хорошее настроение заражает класс – если нравится тебе, понравится и твоим ученикам. А я люблю нравиться людям.
Еще одно правило, без которого трудно преподавать иностранный язык: искренность. В конце концов, иностранный язык, как и родной – это всего-навсего средство общения. Они приходят сюда, чтобы научиться общаться, и ты даешь им эту возможность, здесь и сейчас, ведь ты общаешься с учениками с первой минуты. Не важно, кто перед тобой – взрослый человек, подросток или трехлетний малыш, и так же неважно, на каком языке ты реагируешь на их слова и действия – в классе происходит общение. На протяжении всего урока идет обмен – информацией, опытом, эмоциями, и чем более искренен учитель, тем больше к нему доверия у студентов. А я люблю, когда мне доверяют.
Наверное, любовь к работе, желание быть высоко оцененным другими и доверие важны в любой профессии. Мне суждено было преподавать английский язык. Раз уж так вышло, нужно быть хорошим учителем. Я стараюсь.