Онлайн обучение

Английский для дошкольников: дань моде или необходимость?

2770

Последние два десятилетия в истории нашей страны связаны с появлением новых услуг во всех сферах жизни общества, иногда просто фантастических с точки зрения человека, прожившего часть сознательной жизни при СССР. Исключением не стала и сфера образовательных услуг.

С одной стороны, это создаёт большие возможности для развития личности, с другой - современные родители сталкиваются с проблемой выбора «правильного» направления развития ребёнка уже через три года после его появления на свет.

Легко ли принять рациональное решение, когда на выбор предлагаются десятки различных программ раннего развития, обучения, подготовки к школе, предусматривающих занятия как традиционных направлений (развитие речи, изобразительное творчество и т. д.), так и новых (например, экологическое образование или занятия по древним культурам)?

Достаточно популярным и доступным стало обучение дошкольников английскому языку, и это придало актуальность вопросу: является ли такое обучение полезным для ребёнка? Единого мнения на этот счёт нет даже в среде педагогов и психологов.

Противники обучения дошкольников английскому языку приводят следующие основные аргументы:

в возрасте трёх лет большинство нормальных детей имеют логопедические недостатки, что препятствует постановке произношения;

в дошкольном возрасте не стоит «засорять» мозг ребёнка иностранной лексикой.

Сторонники раннего обучения английскому языку обосновывают свою позицию, как правило, такими доводами:

английский язык является основным при общении даже на бытовом уровне в большинстве стран;

дошкольный возраст – наиболее подходящее время для заложения основ будущих способностей ребёнка;

детская непосредственность способствует более лёгкому преодолению психологического языкового барьера, выступающего серьёзным препятствием для ребёнка школьного возраста или взрослого человека;

изучение английского языка способствует расширению кругозора, развитию памяти и ассоциативного мышления.

Американский врач-физиотерапевт, автор нескольких бестселлеров о развитии детей, Глен Доман, выражает своё отношение к раннему изучению иностранных языков следующими словами: «Такими навыками взрослые овладевают с трудом, а для детей – это почти неосознанное усилие.

И моя жизнь - яркое подтверждение тому. Хотя я пытался выучить целую дюжину иностранных языков, поскольку работал учителем на всех континентах, обучая детей, как из самых привилегированных слоев общества, так и из самых низов, по-настоящему я знаю только родной язык».

Приведённые аргументы в целом общеизвестны и в различных формулировках приводятся на форумах преподавателей в Интернете, на сайтах центров развития ребёнка и центров изучения иностранных языков, в книгах и научных публикациях.

Но при системном рассмотрении вопроса можно заметить, что от обсуждения уходят некоторые важные факторы, существенные для родителей дошкольника, принимающих решение о целесообразности обучения ребёнка английскому языку.

Дошкольное образование ребёнка в идеале должно быть частью системы непрерывного образования, то есть должно обеспечивать подготовку к следующему этапу – обучению в школе. Система обучения в школе в настоящее время претерпевает радикальные изменения. В условиях становления новой системы образования существует неопределённость требований, которые будут предъявлены этой системой к сегодняшнему трёхлетнему ребёнку через четыре года.

С уверенностью можно говорить о существовании двух важных тенденций в сфере образования: быстрый рост объёма знаний и ускоряющаяся смена требований к подготовке специалистов. Образование должно развивать способность усвоения знаний, восприятия потока новой информации и использования её в течение всей жизни человека.

Изучение иностранного языка (не обязательно английского), особенно в раннем возрасте, действует именно в этом направлении за счёт развития памяти и ассоциативного мышления, формирования навыков усвоения нового учебного материала, в современных условиях это обеспечивает повышение качества обучения ребёнка на всех последующих этапах образования.

Второй важный момент – действие в системе дошкольного образования «человеческого фактора». Дело в том, что эффективный процесс обучения ребёнка английскому языку невозможен при отсутствии достаточного методического и профессионально-кадрового обеспечения и системы контроля качества деятельности преподавателя.

И если качественное методическое обеспечение в настоящее время является доступным для большинства образовательных организаций, то две остальные составляющие успешного обучения часто являются проблемой. Организовать эффективный контроль качества деятельности преподавательского состава способны далеко не все из существующих школ иностранных языков.

Таким образом, сопоставление аргументов «за» и «против» показывает, что вопрос, заданный в заголовке этой статьи, является риторическим. Для родителей сегодняшних дошкольников актуален другой вопрос: какая из множества школ, предлагающих образовательные услуги, способна обеспечить наиболее эффективное обучение ребёнка английскому языку?
Оценить статью:
Поделиться:
Whatsapp Telegram