Онлайн обучение

Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку — как написать в 2023 году, клише, примеры

10.01.2023 (Обновлено 23.11.2023)
Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку

В ЕГЭ по русскому языку 27 заданий и только одно из них — задание с развернутым ответом. Единственное задание второй части (№27) предполагает написание сочинения. Как указано в спецификации КИМ ЕГЭ, проверяемый элемент содержания работы — "Информационно-смысловая переработка прочитанного текста. Отзыв. Рецензия".

В ЕГЭ по русскому языку 27 заданий и только одно из них — задание с развернутым ответом. Единственное задание второй части (№27) предполагает написание сочинения. Как указано в спецификации КИМ ЕГЭ, проверяемый элемент содержания работы — "Информационно-смысловая переработка прочитанного текста. Отзыв. Рецензия".

Сочинение на едином государственном экзамене по русскому языку — самое объемное и самое ответственное задание. Из 50 первичных баллов за весь экзамен 21 можно заработать только на сочинении. Чтобы продемонстрировать высокий результат на экзамене, к сочинению нужно усердно готовиться. Важно четко понимать структуру работы, знать критерии оценивания сочинения.

Как сформулировано задание 27 (Сочинение)

Задание №27 (Сочинение) сформулировано так:
"Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт".

Письменная работа с развернутым ответом должна содержать не менее 150 слов. Работа, не соответствующая заданной теме, не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказ исходного текста без каких бы то ни было авторских комментариев, то экзаменуемый получает за работу 0 баллов. Писать нужно аккуратно и разборчиво.

В отличие от сочинения в ЕГЭ по литературе, на обязательном экзамене по русскому языку выбор темы не предусмотрен — в задании дается только один текст, по нему и нужно писать сочинение.

1-1 cover.jpg

Изменения в ЕГЭ по русскому языку в 2024 году

В ЕГЭ-2024 изменилась формулировка задания №27. Предполагается, что при комментировании проблемы исходного текста примеры-иллюстрации являются неотъемлемой частью пояснений к ним. Уточнено также понятие анализа смысловой связи между примерами-иллюстрациями: «Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями».

В 2024 году будут скорректированы и критерии оценивания письменной работы с развернутым ответом. По критерию К2 («Комментарий к проблеме исходного текста») максимальное количество первичных баллов сократилось с 5 до 3. В указания к оцениванию по данному критерию внесены уточнения. В них, в частности, сказано, что экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста должен привести пример-иллюстрацию и дать пояснения. Если выпускник привел пример, но не пояснил его, то такой пример-иллюстрация не засчитывается.

В критерии К4 («Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста») появилась рубрика «Указание к оцениванию»: Для обоснования собственного мнения экзаменуемый должен будет привести пример-аргумент из личного опыта — жизненного, читательского или историко-культурного.

Критерии оценивания сочинения

Выполнение задания №27 проверяется двумя экспертами в соответствии с критериями оценивания. По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют первичные баллы. При возникновении существенных расхождений в первичных баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка.

Критерии оценивания ответа на задание 27 прилагаются к демоверсии ЕГЭ:

1. Содержание сочинения

  • К1 — Формулировка проблем исходного текста — максимум 1 балл
  • К2 — Комментарий к проблеме исходного текста — максимум 3 балла
  • К3 — Отражение позиции автора по проблеме исходного текста — максимум 1 балл
  • К4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста — максимум 1 балл

2. Речевое оформление сочинения

  • К5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения — максимум 2 балла
  • К6 — Богатство речи — максимум 1 балл

3. Грамотность

  • К7 — Соблюдение орфографических норм — максимум 3 балла
  • К8 — Соблюдение пунктуационных норм — максимум 3 балла
  • К9 — Соблюдение грамматических норм — максимум 2 балла
  • К10 — Соблюдение речевых норм — максимум 2 балла
  • К11 — Соблюдение этических норм — максимум 1 балл
  • К12 — Соблюдение фактологической точности — максимум 1 балл

Максимальное количество баллов за сочинение — 21

1-3.jpg

Структура сочинения ЕГЭ по русскому 2024 с клише

Тема сочинения заранее неизвестна, поэтому написать и зазубрить готовый текст не получится. Однако заранее известна общая структура, т.е. план — содержание работы. Если иметь четкое представление о том, что нужно писать в сочинении, то справиться с заданием будет проще.

В сочинении, если ориентироваться на текст из формулировки задания, должны быть следующие разделы/блоки:

  • Краткое введение
  • Формулировка проблемы
  • Комментарий к проблеме
  • Отражение позиции автора по проблеме
  • Отношение экзаменуемого к позиции автора
  • Заключение

Чтобы подготовиться к сочинению, можно попробовать написать несколько аналогичных работ по другим текстам и попросить преподавателя дать свою оценку. Не будет лишним ознакомиться с работами, которые получили максимальный балл. Это поможет понять, как строится обоснование своей позиции.

Также можно заготовить набор клише — это проверенные временем удобные формулировки, используя которые будет легче написать текст, полностью соответствующий заданию.

Общая структура сочинения на ЕГЭ по русскому языку выглядит приблизительно так:

1. Вступление из двух-трех предложений — подводим читателя к проблеме.

2. Формулировка проблемы. В этом абзаце нужно назвать автора, сообщить о прочтении текста и четко обозначить поднятую автором проблему.

Существует несколько простых способов формулирования проблемы:

  • Использование вопросительного предложения, например: Какими должны быть отношения между родителями и детьми? Над этим вопросом размышляет автор прочитанного мной текста — ФИО.
  • Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой отношений между родителями и детьми.
  • Обратимся к тексту известного писателя (ФИО). В центре внимания автора — проблема отцов и детей.
  • В приведенном фрагменте автор текста (ФИО) размышляет над извечной проблемой отцов и детей.
  • Формулируя основную проблему, можно использовать эпитеты — актуальная, злободневная, философская и т.п.

Обратите внимание: В художественном тексте авторская позиция не всегда выражается прямым текстом, часто ее нужно понять из контекста, проанализировав поведение героев, ситуации, лексические средства, которые использует автор.

3. Комментарий к сформулированной проблеме. Это самая объемная и содержательная часть сочинения. Задача экзаменуемого — подтвердить, что заявленная проблема действительно обозначена в тексте. Комментарий должен содержать логичный, последовательный анализ текста с приведением цитат или примеров. Не допускается просто пересказывать текст, это должны быть личные размышления:

  • Автор обращается к собственному опыту и вспоминает ...
  • Автор обращает внимание читателя на ...
  • Автор начинает рассуждения с того, что...
  • Автор с восхищением (грустью, сожалением и т.п.) пишет, что...

4. Формулировка позиции автора текста по проблеме. В этом смысловом блоке нужно рассказать, как сам автор отвечает на поставленный вопрос, как он предполагает решить поставленную проблему:

  • Позиция автора не выражена четко, но из текста мы понимаем, что он хотел донести до читателя следующую мысль...
  • Автор подводит читателя к однозначному выводу...

5. Собственная позиция — собственное аргументированное отношение к позиции автора. В этом абзаце нужно объявить свое согласие (или несогласие) с мнением автора, сформулировать тезис:

  • Я полностью разделяю точку зрения автора, поскольку...
  • Невозможно не согласиться с автором, потому что...
  • Моя точка зрения не совпадает с позицией автора, поскольку...
  • Не могу полностью разделить мнение автора относительно...

Обратите внимание: Для обоснования своей позиции недостаточно рассуждений — нужны конкретные аргументы и факты. Для аргументации своей позиции выпускник может использовать примеры из литературы, кино, истории или из собственного жизненного опыта. Достаточно привести один пример, подтверждающий обозначенную позицию относительно мнения автора.

6. Заключение. В конце сочинения нужно сделать небольшой вывод, подвести итоги. Выводом может быть некий нравственный урок или мораль:

  • В заключение хочется отметить, что ...
  • Обобщая сказанное, можно сделать вывод ...
  • В заключение важно отметить ...
  • Мне очень понравился текст (ФИО автора). Он излагает мысли просто и понятно. Автор тревожит человеческое сердце призывом к...
  • В заключение хотелось бы отметить, что текст (ФИО автора) заставляет задуматься о ...
  • После знакомства с героями произведения понимаешь…

Обратите внимание: темы итогового сочинения, затронутые в предыдущие годы, вряд ли будут повторяться, поэтому нужно быть готовым к разным направлениям мысли — нравственное поведение, моральные взгляды людей, проблемы экологии и т.п. В качестве тренировки будет полезно регулярно делать заметки-рассуждения на самые разные темы. При этом крайне важно научиться аргументировать свою позицию, а не просто выражать мысли общими фразами.


3.26
Оценить статью:
Поделиться:
Whatsapp Telegram