Культура Китая и ее взаимосвязь с культурой России
4753
Программа построения в Китае духовной цивилизации поставила перед образовательной системой, учеными и властью задачу создания нового человека, сформулированную в тезисе «корень всему – человек». Как показывает история, без решения такой задачи не обходилась и не обходится ни одна цивилизация при переходе с одного уровня развития на другой.
Конфуций, реализуя идею построения цивилизации на духовно-нравственной основе, в качестве идеала выдвинул новый тип современного человека – цзюнь цзы (благородного мужа), который гармонично сочетал «ученость и «естественность».
Основатель даосизма Лао-цзы, выдвинув идею единства человека и природы, создал новый тип совершенного человека – духовного вождя, который по ту сторону социального космоса руководит формирующейся духовной Поднебесной.
Все эти новые типы людей предлагались обществу в качестве идеального субъекта для всех этносов Срединного государства.
И вот минули столетия, китайская цивилизация перешла на новый исторический виток, что в очередной раз вызвало необходимость создания нового человека. Народам пограничных с Китаем стран, да и всему человечеству интересно знать, что же это будет за человек?
Какие методы и духовный материал используется для его создания? Кто он по типу? Только китаец или новый землянин? Какие гуманитарные требования он предъявит и какие мы к нему? Это не локальная, а общая проблема. Китай бросает свой антропологический вызов планете, и решать эту проблему предстоит сообща.
М.Л.Титаренко в предисловии к энциклопедии «Духовная культура Китая» отмечает, что «китайская культура Дао – автохтонная культура. Она имеет архетипическую основу и продолжает на этой основе генерировать национальные духовные ценности». [1]
Китай расположен на Евразийском континенте и потому неизбежно участвует в формировании евразийского мировоззрения. В связи с этим знание культуры Китая и китайского языка имеет принципиальное значение и для России, вырабатывающей идею национальной самоидентификации. Как известно, по своему положению Россия находится на стыке крупнейших в мире цивилизаций: европейско-германской, американской, греческой, китайской, японской, арабско-исламской, угрофинской, тюркской. Россия стоит на стыке Востока и Запада.
Как отмечает в своей статье «Культура многообразия – явление современного цивилизационного процесса» А.В.Гордон: «Цивилизационный подход, служивший с ?V??? века обоснованием единства человечества, возродился в ?Х веке и стал научной основой представлений о розни культурных ареалов. Методологией служит принцип культурной унитарности (пример – доктрина Хангтинтона).
В настоящее время все более глубоко разворачивается идея множественности культур. Явления культурного многообразия в современном мире развертываются на всех уровнях (глобальном, региональном, локальном) и подчеркивается интенсивность культурного взаимодействия.
Развивая эти идеи, можно высказать предположение о возникновении исторического феномена культуры многообразия.» [2] Каждая культура отстаивает свою идентичность, но в то же время открывается широкому внешнему заимствованию.
Для России, Китая знание соседней духовной культуры и взаимодействие с ней имеет особое значение.
Китайскую культуру характеризуют длительность и непрерывность развития, многообразие, уникальное сочетание консервативной замкнутости с толерантностью к иным культурам и традициям. Особое значение для самоидентификации китайской культуры имеет иероглифическая письменность.
Более трех тысячелетий синоиероглифическая культура, в центре которой с V века до н. э. лежали морально-этические представления конфуцианства, сохраняет свою устойчивость и расширяет проникновение в сопредельные с Китаем страны, придерживающаяся азиатской этики, в ее чистом, эталонном произведении, может стать импульсом общего дела для всего человечества, вариантом объединения усилий стран и народов в их созидательной деятельности, быть путеводителем в отношениях между цивилизациями, государствами, людьми.
[1] Титаренко М.Л. Духовная культура Китая. М.,2003
[2] Гордон А.В. Культура многообразия – явление современного цивилизационного процесса; материалы научной конференции, Москва,2003