Становление юридической терминологии в английском языке
3189
С позиции антропологической лингвистики развитие языка сопоставляется с развитием как каждого отдельного человека, так и всего человечества в целом. С этой точки зрения получается, что чем меньше развито общество, тем меньше слов используют люди, его составляющие, и тем меньше видна разница между значениями слов.
Люди, составляющие такое общество, используют одно и тоже слово для обозначения нескольких похожих предметов или понятий. В их языке присутствует большое количество абсолютных синонимов. И наоборот, чем больше развито общество, тем меньше абсолютных синонимов им используется. Это можно доказать с помощью диахронического анализа различных семантических полей.
Если проследить процесс становления юридической терминологии английского языка, то можно увидеть, что в самом начале (когда германские племена заселяли Британские острова) существовало только одно слово, определяющее все виды преступлений и правонарушений, и много позже под воздействием внутренних и внешних изменений, происходивших в этом сообществе, появлялись новые понятия и слова для их обозначения.
Как взрослые влияют на ребенка в процессе обучения его говорению, точно так же и более развитые сообщества, пришли на Британские острова, и принесли с собой новые вещи и понятия, а с ними и слова (наиболее заметными являются изменения в языке, произошедшие после норманнского завоевания 1066 года). Позже, как дети, начинающие общаться между собой, представители разных сообществ начинают общаться друг с другом и обмениваться известной им информацией, а так же понятиями и словами.
Чем старше становится человек, тем больше у него жизненный опыт и богаче его интеллект. Чем больше развито общество, тем больше предметов и понятий оно изобретает, тем больше в нем появляется слов для обозначения этих предметов и понятий, тем богаче становится его язык.
Развитие семантического поля слова «thief» (вор).
В данной статье я бы хотела показать становление юридической терминологии английского языка на примере развития семантического поля слова «thief» (вор). С точки зрения развития процесс становления данного понятия в языке можно разделить на пять основных периодов, каждый из которых характеризуется переходом с одного уровня развития языка на другой вместе с развитием и становление общества. Этими периодами являются: Древний английский период (5 - 11 века), Средний английский период (12 – 15 века), 16-17 века, 18 век и, наконец, Современный английский период (19 – 20 века).
В Древний английский период в языке существует только одно слово для обозначения абсолютно всех преступников - thief (вор). Существование только одного слова, обозначающего данное понятие, можно легко объяснить, охарактеризовав особенности того исторического периода.
В то время Британию населяли германские племена, являющиеся кочевниками, этот факт означает отсутствие у них постоянного жилья, а значит такой вид преступления, как «burglary» (кража со взломом) просто не мог существовать, так как нечего было взламывать.
Говоря же о таком понятии как «robbery» (ограбление с нанесением телесных повреждений) следует учитывать, что германские племена были варварами, так что данный вид преступления был нормальным поведением для того времени, и преступлением не являлся, так как убийство другого члена сообщества с целью присвоения его собственности считалось нормой.
Средний английский период характеризуется сильными изменениями в жизнеустройстве британцев, вызванными норманнским завоеванием 1066 года. В этот период более развитые норманнские племена вносят первые черты цивилизации в английское общество. Именно с появлением норманнов связано становление и строительство первых городов, так как, придя на Британские острова и не будучи кочевниками, эти племена нуждались в постоянном жилье.
Именно они приносят на Британские острова некоторые предметы быта, необходимые для ведения хозяйства, сельского хозяйства, а также использующиеся для охоты. Некоторые из таких вещей становятся ценными. И, что не менее важно, будучи более цивилизованными, они приносят на Британские острова первые зачатки таких понятий как «закон» и «правопорядок».
Большинство слов, возникших в языке в этот период, являются заимствованиями французского происхождения.В этот период к «термину»thief добавляются robber(1175), burglar (1258), rifler (1326), draw-latch (1331), housebreaker(1340), ravener (1374), extortioner (1375), briber (1377), sacrilege(1380), brigand (1421) treacher (1290) и deceiver (1382). Первые пять обозначают людей, которые проникают в дом с целью присвоения чужого имущества. Появление этих слов в языке тесно связано с построением первых домов и становлением первых городов.
Словом brigand обозначали человека вне закона. Последние две лексемы существовали для обозначения мошенников. Существовали еще cut-purse (1362) и embezzler(1369),связанные с появлением первых денег, так как они обозначали людей, ворующих деньги. И, наконец, pirate – слово, тесно связанное с развитием навигации и появлением первых кораблей.
К концу Среднего английского периода в языке уже появилась хорошо сформированная система лексем, обозначающих преступников, присваивающих себе чужое имущество. Они могут быть разделены на четыре группы: совершающие ограбление (robber, ravener, briber, extortioner, brigand, pirate); совершающие крупную или мелкую кражу (thief, embezzler, sacrilege, micher, cut-purse); совершающие кражу со взломом (housebreaker, rifler, burglar, draw-latch) и совершающие мошенничество (deceiver, treaker), однако большинство слов, относящихся к одной и той же группе, остаются синонимами.
Следующий период, 16 – 17 века, характеризуется появлением большого пласта заимствований не только из французского, но из других языков.Это легко объяснить появлением первых контактов между представителями разных стран, развитием навигации, торговли, открытием и завоеванием новых территорий. Все эти внешние факторы оказывают влияние на развитие английского языка.
Первыми «терминами» появившимися в этот период являютсяstealer (1500) и taker (1500). Первый является синонимом слова thief, в то время как второй обозначает грабителя. Разница между thief и arch-thief состояла в том, что последний обозначает предводителя банды, а не просто рядового преступника. Prowler (1519) – тот, кто наблюдает за вещью и поджидает наиболее безопасного момента, чтобы ее украсть. И, наконец, синонимы pickpocket (1591) и foist (1591) использовались для обозначения воров-карманников.
Вторая группа слов, те, которые обозначают грабителя, к концу 17 века дополняется лексемами taker (1500), heyduck (1615),bandolero (1645), footpad (1670), pad (1673), highwayman(1649), bandit (1593), corsair(1549), buccaneer (1690), depredator (1626), kidnapper (1678) и filibuster (1581). Первые шесть являются полными синонимами лексем robber и brigand, в то время как bandit обозначает преступника, официально признанного вне закона, а также имеет более узкое значение, так как изначально относится только к членам банд – выходцев из районов Италии, Сицилии, Греции и Турции.
Filibuster и corsair являются синонимами pirate, однако corsairобозначает варваров, которые грабят корабли и побережья христианских стран. Третья группа лексем, содержащая слова, обозначающие преступников, совершающих кражу со взломом, в этот период почти не изменяется. Она пополняется только одной новой лексемой picklock, обозначающей человека, который проникает в дом, используя отмычку.
Практически все слова, относящиеся к последней, четвертой группе (мошенники), остаются полными синонимами. Более узкие значения приобрели только слова rook, shark и chouse, которые обозначали мошенников в карточных играх, а также plagiaristи pirate, которые обозначали людей, присвоивших себе чужие идеи, работы или изобретения.
18 век является довольно спокойным периодом с точки зрения обогащения словарного состава языка. В этот период развиваются только три из четырех перечисленных групп. Две новые лексемы приходят в группу, обозначающую воров: conveyancer(1753) и lush-roller(1790). Первая является полными синонимом слова thief, в то время как вторая обозначает только тех, кто обворовывал пьяных.
Терминология как наука
Современный английский период (19 – 20 века) характеризуется глобальными изменениями в мире и языке. В этот период появляются сложные термины, состоящие из нескольких лексем, а так же целый пласт слов американского происхождения. Значения слов сужаются и становятся более конкретными, проявляется разница в значениях бывших полных синонимов. В 19 веке большое количество слов исчезает вместе с понятиями, которые они обозначали, и часть лексем переходит в категорию архаизмов. Слова, относящиеся к семантическому полю лексемы thief выстраиваются в четкой иерархической последовательности.
Так как конец 19 и начало 20 века характеризуются особенно быстрым развитием науки, являются периодом изобретений и началом технического прогресса, а также бурным развитием общества, появляются новые виды преступлений, а вместе с ними и те, кто их совершает. Кражи становятся более сложными и специализированными. Появляются новые виды преступлений, связанные с появлением таких реалий как машины, сейфы, самолеты, и т.д.
В лингвистике в 20 веке возникает такая наука, как терминология (предметом изучения которой являются термины). С этого момента все слова семантического поля thief становятся юридическими терминами.
С точки зрения юриспруденции все преступники, принадлежащие к первой группе, определяются как люди, присваивающие чью-то собственность тайно, будучи незамеченными. В этот период группа пополняется еще восемью терминами, которые уже не являются абсолютными синонимами: kleptomaniac (1861) и его сокращенная форма klepto используются для обозначения человека одержимого воровством, такие люди рассматриваются как душевнобольные.
Rustler(1882) и dognapper (1942) определяют людей, которые воруют животных, при этом первый – скот, а второй – собак. Термин yeggman и его вариант yegg используется для обозначения тех, кто вскрывает сейфы. Они произошли от имени John Yeggman, человек, который впервые использовал нитроглицерин для вскрытия сейфа. Dip – карманник, и наконец, short-changer – кассир, обманывающий, выдавая сдачу.
Так как часть терминов, относящихся к группам, становится архаизмами, количество абсолютных синонимов внутри групп сводится к минимуму. Остается, например, только один термин, обозначающий магазинного вора – shop-lifter.
Все преступники, относящиеся ко второй группе теперь определяются как люди, присваивающие чужую собственность без применения насилия. Гиперонимом группы становится housebreaker, так как он имеет самое широкое значение и обозначает всех людей, совершающих кражу со взломом, в то время как, например, nightman и burglarсовершают кражу ночью, более того, согласно определению, «ночь» для второго из них является периодом с 21.00 до 6.00. Sneak-thief – тот, кто пробирается в дом через открытое окно или дверь, а cat-burglar, как кот, проникает в здание с крыши.
Таким образом, к концу 20 века все слова, относящиеся к семантическому полю thief выстраиваются в четкой иерархической последовательности, а количество полных синонимов внутри каждой группы максимально уменьшается.